Мощные и конструктивно совершенные двигатели, разработанные для машин модельного ряда Opel Ascona, оказались весьма удачны. Они стали основой для разработки новых, более совершенных силовых агрегатов. Благодаря их надёжности и простоте, можно не только отремонтировать вышедший из строя силовой агрегат, но и приобрести вполне работоспособный контрактный двигатель на Аскону.Ранние модели популярной модели Opel Ascona поколений A и B оснащались моторами, конструкция которых восходила своими корнями к классическим двигателям шестидесятых годов двадцатого века. Эти силовые агрегаты были достаточно надёжны, а их мощностные характеристики находились на уровне лучших образцов моторостроения того времени. Для их устройства были характерны:
- Отлитые из серого чугуна блок цилиндров и головка блока. Несколько утяжеляя вес деталей, чугун обеспечивал хорошую прочность и оптимальный терморежим при работе.
- Верхнее расположение клапанов в съёмной головке блока.
- Распределительный вал, расположенный в нижней части блока цилиндров и приводившийся во вращение от коленчатого вала через шестерёнчатую передачу. Усилие от него шло через специальные толкатели на коромысла вала, установленного в ГБЦ. Таким образом производилось открывание клапанов.
- Комбинированная система смазки с мокрым картером., благодаря которой часть деталей смазывалась разбрызгиванием, а к наиболее важным компонентам масло поступало по специальным каналам.
- Жидкостная система охлаждения с насосом центробежного типа.
Отличаясь рабочим объёмом и мощностью, все они были четырехцилиндровыми, включая дизельный силовой агрегат, устанавливавшийся на поколении B. Для подачи в цилиндры топливной смеси использовались, в зависимости от комплектации, как карбюраторы, так и постепенно завоёвывавшие всё большее доверие разнообразные системы впрыска.
Новый подход
К концу семидесятых годов появившиеся новые технологии и материалы позволили конструкторам существенно изменить взгляды на конструкцию автомобильных двигателей. Не чурались новшеств и специалисты, работавшие в компании Opel. Ими были разработаны совершенно новые моторы, имевшие свои отличительные особенности.
- Распределительный вал размещается в головке блока цилиндров и передаёт усилие на клапана через гидравлические толкатели. Это позволило отказаться от такой рутинной процедуры, как регулировка зазора клапанов.
- Головка блока цилиндров отлита из лёгкого алюминиевого сплава, что позволило снизить вес детали и упростить процесс её изготовления.
- Зубчатый ремень, приводящий во вращение распределительный вал. Пусть он и уступает в ресурсе и прочности роликовой металлической цепи, зато позволяет существенно снизить возникающие при работе двигателя шумы.
Первые агрегаты новой конструкции появились ещё на имевших задний привод Opel Ascona B поздних годов выпуска, где размещались продольно. Но окончательно раскрыть все свои достоинства они смогли с запуском в производство поколения C, имевшего передний привод и поперечное расположение двигателя.
Под пристальным вниманием
Именно с такими двигателями чаще всего сталкиваются автолюбители в нашей стране. Удачные конструктивно, они не только обеспечили успех Опель Аскона, но и перекочевали впоследствии на многие другие, в том числе и более поздние модели немецкой фирмы. При всей своей конструктивной простоте, эти моторы обладают хорошими техническими характеристиками, неприхотливы и, при правильной эксплуатации, способны проработать без капитального ремонта 500 000 км и более. О присущих им особенностях стоит поговорить более подробно.
- Все эти двигатели – рядные, четырёхцилиндровые, а их коленчатый вал размещён в масляной ванне мокрого картера и имеет пять точек опоры.
- Схожие по конструкции, коленчатые валы отличаются, в первую очередь, в зависимости от рабочего объёма силового агрегата.
- Распределительный вал установлен в специальной постели, которая крепиться болтами к головке блока. Меняется он только в сборе с постелью. При замене маслосъемных колпачков и другом ремонте клапанов этот узел приходится снимать, что совсем несложно.
- Зубчатый ремень ГРМ приводит в движение не только распределительный вал, но и центробежный насос системы охлаждения (помпа). Натяжение ремня регулируется за счёт поворота эксцентрического корпуса насоса охлаждающей жидкости в установочном отверстии блока цилиндров. Именно поэтому при замене ремня строго рекомендуется устанавливать новую помпу.
- Головка блока цилиндров – восьмиклапанная, с двумя клапанами на цилиндр. Из-за такой конструктивной схемы ни один из моторов не может соответствовать современным экологическим стандартам. В то же время они не так подвержены повреждением в результате обрыва ремня ГРМ, как современные многоклапанные двигатели.
- Благодаря применению гидравлических толкателей не требуется регулировка зазоров клапанов в течение всего срока эксплуатации.
ЧИТАЙТЕ: Опель Агила: отзывы владельцев и технические данные
Всё вышесказанное относится к силовым агрегатам разного рабочего объёма – 1,3, 1,6, 1,8 и 2,0 литра.
Такие похожие, и такие разные
Особое внимание уделялось унификации узлов и деталей. В пределах одного рабочего объёма были разработаны моторы, получившие различную заводскую маркировку и отличавшиеся, в первую очередь, системами подачи топлива в цилиндры. Именно по этим причинам двигатель Опель Аскона карбюраторный имеет иной впускной коллектор, чем двигатель Опель Аскона 1,8 инжекторный. На моделях, оснащённых системой впрыска, механический топливный насос уступил место электрическому.Не стоит полагать, что электронный впрыск однозначно означает большее количество лошадиных сил, полученных с того же рабочего объёма. К примеру, Существовала версия мотора Опель Аскона 1,6 бензин маркировавшаяся 16SV и имевшая карбюратор. Она развивала мощность 82 л. с., в то время как инжекторный вариант, C16NZ, мог похвастать лишь мощностью в 75 л. с. Но сегодня найти замену вышедшему из строя карбюратору очень сложно, что создаёт проблемы для владельцев таких машин, заставляя их заниматься подбором аналогов, имеющихся в продаже.В качестве системы инжекции мог быть использован как точечный впрыск, когда одна форсунка подаёт топливо в корпус дросселя, так и впрыск распределённый, когда каждая форсунка работает на свой цилиндр.
Дизельный вариант
Несколько особняком стоит Опель Аскона дизель 1,6. Как явствует из обозначения, этот мотор имеет рабочий объём 1,6 литра и использует в качестве топлива солярку. По непонятным причинам в сети встречается информация, что этот агрегат создавался по технологиям BMW. Однако, даже внешнее сравнение с остальными моторами линейки исключает такую возможность. А если разобраться подробнее и понять, сколько имеет дизельный мотор деталей, унифицированных с бензиновыми собратьями, отпадают последние сомнения.
Не без греха
У всего семейства моторов оказался и свой характерный недостаток. Он довольно незначительный, но всё же… Беспокойство хозяевам машин доставляет прокладка клапанной крышки, через которую частенько сочиться масло. Эта деталь изготовлена из резинопробкового листа и теряет со временем эластичность. Проблема решается заменой. Но на фоне достоинств двигателей Opel Ascona это уже сущая мелочь.